Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Почему адвокату не стоит гоняться за клиентами

Почему адвокату не стоит гоняться за клиентами

Отношения адвокат-доверитель уже неоднократно обсуждались с разных сторон, также как и источники клиентов: откуда и как они появляются у адвоката.

Некоторые, в частности, начинающие адвокаты гоняются за каждым, кто на них взглянул: «от души» начинают консультировать задаром (или изучать документы в стиле «просто посмотрите мое постановление»), некоторые берут всех и каждого, кто попадается по назначению или бюп (не поняв сути и не разобравшись в том, их это категория дел или нет).
Некоторые ждут предложений от председателей адвокатских коллегий (у кого есть распределение), некоторые неприлично занижают свои цены (из разряда 500 рублей за консультацию).

Я и сама по началу своей адвокатской деятельности (которую я начала в 2016 году) делала все из вышеперечисленного.

В такой политике есть и плюсы, и минусы — для начинающих такие методы дают опыт и наработку, а также появляется понимание, в каких отраслях адвокат чувствует себя комфортнее и что лучше получается, и что из категорий дел более интересно.

Также побывав в такой «беготне» за клиентами появляется понимание ценности своего времени и своих знаний. 
Вероятно, потому, что час работы новичка логично дешевле, чем час работы опытного человека с юридическим образованием.

Конечно, назначение и бюп для опытного адвоката является больше тестом на адвокатскую этику — насколько профессионал сохраняет профессионализм и насколько он вкладывается в проблему своего малоимущего доверителя.

Я не призываю всех заниматься назначением или бюп (на всякий случай это укажу), я излагаю сугубо свое отношение к этим институтам, как я вижу их смысл.

Беря дела по соглашению, велико искушение «занизить» свой гонорар с целью удержания клиента. Для начинающего адвоката это нормальная практика — с кем из начинающих не общалась, все так делают. Даже я так делала первое время.

Однако такая практика в целом пагубна, поскольку приводит к выгоранию. Доверители не будут благодарны за гонорар в 30000 рублей, они будут требовать как на 300000, а адвокат рискует уйти в минус, с учетом даже тех же взносов и налогов, не говоря уже за качество жизни.

Основной ресурс адвоката — это его внутреннее состояние (адвокат должен быть всегда «со свежей головой») и его интеллектуальные и эмоциональные возможности, а при гонораре в 30000 и при деле, длящимся год или больше — этого не достичь, а значит, адвокат будет нервный, доверителей придется брать около 20 человек одновременно, не спать и ездить на метро и автобусах вместо такси или своего авто, на которое адвокат не сможет заработать, если у него ведение дела будет стоить 30000 рублей).

Сам по себе доверитель — это не деньги, деньги — это время адвоката, каждый его час. 

Данную публикацию-рассуждение меня подбила написать ситуация с обратившимся ко мне человеком по делу о защите прав потребителей.

Коротко о вопросе: дама купила себе туфли у продавца (некий ИП) на авито, примерила. Надела на мероприятие — и подошва отошла через час. Дама обратилась ко мне месяц назад, я назвала сумму определенную, которая ей показалась высокой (с учетом того, что общая сумма — с учетом неустойки, штрафа и моралки — около 70000 рублей).

Она обратилась к другому юристу, который брал за выход 3000 рублей (по словам дамы).

Экспертиза, назначенная судом, оказалась не в пользу дамы, но с этой экспертизой можно спорить, рецензию сделать и т.д. Стоить этот процесс может явно больше, чем стоили туфли.

И после этой экспертизы юрист за 3000 рублей отказалась дальше ходить с этой дамой, назвав процесс «тщетным», хотя изначально обещала даме золотые горы, что 100% будет победа (со слов дамы).

И вот, вчера она пишет мне «я готова с вами заключать соглашение на вашу сумму, я изучала ваш опыт на Праворубе и в вашей группе ВК, а также вы успешно провели дело по зпп у моей знакомой, которая вас посоветовала».

Наступает сегодня, и я подготовила соглашение, почти договорились. И я ей рассказала о рисках, которые могут последовать — ведь 100% гарантий нигде нет, а у нее дело весьма сложное — несмотря на кажущуюся простоту (именно поэтому работать «задешево» нерентабельно по этому вопросу).
В ответ она потребовала гарантий, что дело будет выиграно, и также сказала, что ждала от меня обнадеживания, что мы все докажем.

Итог — соглашение мы не заключили (ибо дама пребывала в иллюзиях, что «она всех победит в любом случае, а если нет — то виноватым будет адвокат»), что мне освободило огромное количество времени на других доверителей и на то, что привести в порядок адвокатское делопроизводство.

В заключение хочу сказать, что для адвоката новичка первые пару лет полезно получить опыт от разных категорий доверителей — и хороших, и плохих, чтобы потом лучше ценить свое время и понимать, сколько стоит грамотная консультация или высококачественный текст искового или дополнения к исковому.

Автор публикации
ПРО
Санкт-Петербургская коллегия адвокатов "Алиби" elinagareva.piter@gmail.com
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (29)

      Уважаемая Элина Николаевна, спасибо за честный и глубокий разбор адвокатской практики! Очень ценно, что вы делитесь не только успехами, но и реальными ситуациями с «трудными» доверителями. Ваша история — наглядный пример того, как заниженные ожидания (и гонорары) могут привести к разочарованию с обеих сторон...:x
      Полностью согласна с Вами, о ценности времени: лучше меньше дел, но с адекватными доверителями и справедливой оплатой! (Y)

      +10
      Свернуть ветку

      Уважаемая Элина Николаевна, я не советую вообще заключать соглашение с доверителем, который сначала был у вас, затем «ушел» к другому юристу, это должно быть возведено в принцип.  Доверитель ушел к специалисту, взявшемуся за дело по стоимости: одно заседание -3 тыс.руб, это немыслимый демпинг, при всем уважении к профессии таксиста, но юрист перепутал кем он работает.  Для него видимо поездка в суд туда и обратно, в рамках крупного города, это наравне с поездкой на такси.

      +14
      Свернуть ветку

        Уважаемый Иланд Альмирович,
        с доверителем, который сначала был у вас, затем «ушел» к другому юристу, это должно быть возведено в принцип. Ну население здесь такое! Ничего не переделаешь. Я не отказываю, людям нужно помогать, просто ценник накручиваю. Пришел как то гена, нужно было разрулить проблему с местным ОБЭП. Договорились, что беру его на обслуживание (его ООО шку)  в связи с чем ценник за ОБЭП был невысокий. Проблему я его решил. В ВУД отказали (самому пришлось писать, опер только подписал). На обслуживание не пришел. Ну и ладно. Через год или два (не помню, давно было) смотрю, опять пришел, схожая проблема. Хотел послать, но передумал… Улыбаясь объявил ему ценник (конский, сам понимаю): весь незаключенный абонемент + 200% за ОБЭП. Сумма очень даже впечатляющая. Думал что откажется. Согласился.
        Так что отказываться не нужно, такой здесь народ ...
        «Бессмысленная чернь Изменчива, мятежна, суеверна, Легко пустой надежде предана, Мгновенному внушению послушна, Для истины глуха и равнодушна, А баснями питается она...» АС Пушкин

        +16
        Свернуть ветку

          Уважаемый Сергей Николаевич, да. высокий ценник — хорошая защита «от дурака». Хотя встречаются и состоятельные «дураки», которые готовы с таким подходом и с кошельком заключать соглашение, а потом требовать танцев с бубном от адвоката, лишь бы суд решил все в его пользу (даже когда изначально условия не в его пользу)

          +8
          Свернуть ветку

            Уважаемая Элина Николаевна, как то разговаривал с одним актером, ну и в беседе затронули вопрос о известном актере который подсел за ДТП. На мой вопрос почему никто из именитых не взялся защищать я получил ответ, типа он готов был заплатить оооооочень хорошие деньги но в Договоре должно быть написано о гарантированном оправдательном приговоре. На таких условиях все отказались и получилось что получилось, хотя при его финансовых возможностях и правильной тактике защиты он легко бы отделался условным сроком.

            +9
            Свернуть ветку

        Уважаемый Иланд Альмирович, я не осуждаю юриста, который брал за выход 3000 р (может, кто-то из совсем начинающих коллег был), но то, что этот юрист ушел от такого клиента — показательно.

        +6

        Уважаемый Иланд Альмирович, не совсем согласна с вашим доводом, кто ушёл для того дверь закрыта.

        Людям свойственно делать сначала ошибки, приобретая через них опыт, а потом уже делать выводы.

        Мы все когда-то что-то делаем в первый раз и не знаем, как это надо делать правильно. 

        Поэтому сначала опыт, потом выводы.

        Ко мне бывает возвращаются люди, которые сначала выбрали другого юриста/адвоката, нарубили там с этим юристом дров, а потом уже начали осознавать, что произошло.

        Если ситуация рабочая и не убита напрочь, то можно и поработать, правда за другой гонорар, стоимость демонтажа и вывоз нарубленных без меня дров учитываю в стоимости своей работы.

        +9

      Уважаемая Элина Николаевна, полность с вами согласен. Сам пришёл к такому состоянию, что:
      — практически полностью исключил бесплатные консультации; 
      — гонорар назначаю по достаточно высокой планке; 
      — чтобы не было просадок, организуем входящий поток потенциальных доверителей, и уже из них выбираем, чем нам действительно интересно заниматься.

      +9
      Свернуть ветку

        Уважаемый Иван Васильевич, я бесплатные консультации изредка предоставляю, бывает.
        Но в данном случае речь не столько о гонорарах, сколько о том, что адвокат не должен бояться потерять клиента. ))

        +5
        Свернуть ветку

          Уважаемая Элина Николаевна, да, когда избавляешься от этого страха — жизнь становится лучше. 
          Кроме того, мы часто отказываемся от дел, где уже успели «потоптаться» другие юристы.

          +4
          Свернуть ветку

            Уважаемый Иван Васильевич, как говорил один известный политический деятель прошлого, «лучше меньше — да лучше».Я за текущее полугодие сократила существенно количество доверителей — в том числе тех, кто тянул с оплатой при рассрочке — решила, что больше 7 дел я одновременно не беру (сейчас 10, но три заканчиваются) — и жизнь оказалась прекраснее, чем была, когда их было 25.Ну и чаще отказываюсь от дел, если вижу, что доверитель сам не готов работать на моих условиях, либо что у нас разные видения того, как должна вестись работа.Лучше оставить тех, кто осознает ценность предмета судебного разбирательства и уважает труд адвоката.И надо сказать, что имущественное положение клиента здесь вообще вторично — и «среднячки», и бедные часто платят добропорядочно (те, кто на бюп не подпадает), и состоятельные. Главное, чтоб по отношению к адвокату порядочно себя вел.А бывает, что наоборот, халявщики, либо нестабильные — таких сразу мимо надо )

            +8
            Свернуть ветку

              Уважаемая Элина Николаевна, да, это простая и в то же время хитрая экономика: повышаем цену в два раза, оставляем половину клиентов и высвобождаем время для тех, кому действительно нужна наша помощь. 
              Это классическая стратегия, которая при правильном подходе увеличивает маржинальность (доходы) и освобождает ваше время. 

              Кстати, вот что Гугл говорит про математику процесса)):

              +7
              Свернуть ветку

      Уважаемая Элина Николаевна,
      Вы все правильно описали! Полностью согласен!

      И вот, вчера она пишет мне «я готова с вами заключать соглашение на вашу сумму, я изучала ваш опыт на Праворубе и в вашей группе ВК, а также вы успешно провели дело по зпп у моей знакомой, которая вас посоветовала».я бы такому доверителю, вежливо отказал!

      +2

      Уважаемая Элина Николаевна, в целом с Вами согласен, но, все зависит от текущего положения адвоката. В жизни адвоката, как впрочем и любого другого человека бывают сложные периоды, и тогда даже такой доверитель, оказывается долгожданным, поэтому иногда приходится работать и  с такими.

      +3
      Свернуть ветку

        Уважаемый Максим Юрьевич, с таким подходом адвокат почти 99% вероятности уйдет в финансовый минус. А работа без денег — это или рабство, или благотворительность. Если высоких целей такой работы нет, то это рабство)

      Уважаемая Элина Николаевна, в одном чате выкладывал скриншот отзыва на одну звезду от клиента за консультацию юриста в 400 рублей/час. И это в 2026 году… И вот, приходит доверитель после работы одного юриста, изучаю его документы — голые шаблонные образцы, без капли деталей, хоть имена и адреса поменял… и… это тот самый юрист с консультацией 400 рублей.
       
      Сам я даже в самом начале своей деятельности в 2018 году правовые консультации меньше чем за тысячу не оказывал. И знаю, что они были точно правовыми, так как многие доверители со мной с того самого 2018 года.
      А гоняться, за клиентами, конечно, не нужно. Хотя бы потому, что на такие действия просто не хватает времени))

      +2

      Уважаемая Элина Николаевна, честно говоря, не очень понятно, почему обсуждение вдруг так быстро сместилось к вопросу минимальных гонораров и ценовой политики. Когда опытные коллеги с наработанной клиентской базой начинают публично рассуждать о том, сколько «должно стоить» участие адвоката в том или ином деле, со стороны это выглядит довольно неоднозначно. Недоброжелатель вполне может увидеть в этом попытку сформировать некие ориентиры минимальной стоимости услуг, что уже напоминает не профессиональную дискуссию, а что-то близкое к коллективному регулированию рынка.
      ↓ Читать полностью ↓

      На мой взгляд, проблема вообще находится в другой плоскости. За последние годы доступ в профессию стал чрезмерно простым. Однако, в связи с этим обсуждать, на мой взгляд, нужно не механическое ограничение количества адвокатов, а повышение качества допуска в профессию: требования к образованию, опыту, деловой репутации, профессиональной ответственности и реальной способности содержать адвокатскую практику.

      При этом адвокатское сообщество постоянно сталкивается с другой проблемой: рынок переполнен лицами, оказывающими юридические услуги без статуса адвоката. Антимонопольные органы довольно пассивно реагируют на использование производных от слова «адвокат» в наименованиях различных коммерческих структур, а правоохранительные органы зачастую не проявляют должной активности в отношении откровенно недобросовестных участников рынка, которые паразитируют на доверии граждан к профессии.

      Дополнительно появляются инициативы по созданию различных консультационных центров и юридических бюро для работы с населением. Складывается ощущение, что рынок юридической помощи пытаются всё больше дробить и регулировать административными методами.

      Лично мне ближе другой подход. Если уж говорить о развитии профессии, то стоит смотреть в сторону нотариата, где существует разумный баланс между количеством участников рынка и реальным спросом на их услуги.
      Однако здесь есть важная оговорка. Нотариат существует в условиях законодательно закреплённой монополии на ряд действий. У адвокатуры такой монополии почти нет. Поэтому простое ограничение числа адвокатов без одновременного расширения адвокатской монополии коллеги вполне обоснованно могут раскритиковать как попытку искусственно сократить конкуренцию.
      Что касается сути публикации, думаю, что эпоха юристов широкого профиля постепенно уходит. Само по себе умение составить процессуальный документ уже перестаёт быть конкурентным преимуществом и не обеспечивает достойного уровня дохода. Сегодня востребован не просто юрист, а специалист, обладающий серьёзным практическим опытом в конкретной сфере. Бывший следователь эффективен в уголовных делах, бывший сотрудник налоговых органов лучше ориентируется в налоговых спорах, специалист по информационной безопасности имеет преимущества в делах, связанных с компьютерными преступлениями и цифровыми доказательствами.

      Кстати, стремление загнать всех практикующих юристов в адвокатуру ради большей управляемости профессии выглядит сомнительной идеей. Иного рационального объяснения подобным инициативам я пока не вижу. Боюсь, что результатом может стать не повышение качества юридической помощи, а дополнительная бюрократизация, хаос и новые конфликты внутри профессионального сообщества.

      +4
      Свернуть ветку

      Есть те, кто берёт любые дела, и есть те, кто со временем начинает выбирать — у каждого свой подход.

      Я для себя давно понял простую вещь: по первому разговору уже видно, будет работа или нет. Не по бумагам, а по тому, как человек объясняет ситуацию и чего он на самом деле ждёт.

      Дальше обычно всё становится ясно само: либо есть понятная задача, либо начинается попытка подогнать реальность под ожидания. А в суде это, как правило, не работает.

      Был у меня в практике случай. Установление отцовства, нужна была экспертиза — и изначально мы были уверены, что она будет в нашу пользу. По логике, по вводным, по всей картине. Но результат оказался противоположным.

      И вот тут реакция была показательная: родственник доверителя сразу начал говорить про «непрофессионализм», хотя это именно тот момент, где адвокат не управляет выводами эксперта и не может их «подогнать».

      На мои объяснения, что я никак не влияю на результат экспертизы и не могу «сделать её нужной», в ответ — недоверие и требования расторгнуть соглашение. Ситуация, в общем, стандартная для эмоционального этапа процесса.

      Но сам доверитель повёл себя иначе — спокойно оценил ситуацию, не стал делать резких выводов и принял решение продолжать защиту в суде.

      И это, пожалуй, ключевой момент: в реальной практике важно не только само дело, но и способность клиента выдерживать процесс, где не всё идёт по ожиданиям.

      Поэтому цена и формат работы — это часто не про “дороже или дешевле”, а про то, чтобы с самого начала было понимание, о чём вообще речь.

      Уважаемая Элина Николаевна, спасибо за статью!

      +3

      Спасибо за статью Элина Николаевна! Вы не представляете как своевременно мне попалась Ваша статья и как она укрепила мои выводы!

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам

Рейтинг публикации: «Почему адвокату не стоит гоняться за клиентами» 5 звезд из 5 на основе 48 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Адвокат в Ростове-на-Дону. Защита бизнеса и собственников при риске потери активов, репутации и свободы. Арбитраж, уголовные и сложные гражданские дела. Берусь за дела, где цена ошибки критична.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Адвокат по информационной безопасности, уголовные дела, связанные с Интернет-мошенничеством, E-commerce, государственной тайной и киберпреступления.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Моя специализация бизнес и финансы.
Защита по сложным уголовным экономическим делам.
Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Специализируюсь на защите и представительстве по уголовным делам.
В рамках адвокатской деятельности оказываю юр. помощь по многим вопросам.
Являюсь также профессиональным медиатором.
Разместить свою визитку
Похожие публикации
ПРО
Признание недействительным соглашения о зачете встречных требований. Признание незаконным увеличения ...
Судебная практика, 10 Октября 2018, 14:28 10 Октября 2018, 14:28
ВИП
Взыскание неустойки с застройщика по ДДУ. Почему дольщик не получит неустойку, штраф, в 2022
Судебная практика, 19 Апреля 2022, 15:18 19 Апреля 2022, 15:18
Залоговые споры. Почему залогодателю стоит бороться за свою недвижимость. Анонс выступления адвоката ...
Личные блоги, 15 Января 2024, 12:17 15 Января 2024, 12:17
ПРО
Особенности национальной юриспруденции. Что юристу хорошо, адвокату - не очень.
Личные блоги, 17 Апреля 2017, 09:04 17 Апреля 2017, 09:04
Что делать заказчику, если проектная документация не получила положительного заключения экспертизы
Личные блоги, 26 Января, 15:48 26 Января, 15:48
ПРО
Заключение посмертной судебно-психиатрической экспертизы не всегда имеет заранее установленную силу. ...
Судебная практика, 17 Марта 2014, 13:18 17 Марта 2014, 13:18
Снятие с учёта в центре занятости в связи с длительной неявкой (Ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1...
Судебная практика, 16 Декабря 2015, 22:54 16 Декабря 2015, 22:54
ВИП
Можно ли необоснованно, без согласия защиты, оглашать показания не явившегося в суд секретного свидетеля ...
Судебная практика, 23 Июня 2021, 00:37 23 Июня 2021, 00:37
Законно и НЕобоснованно, или Почему суд не взыскал с субподрядчика 38 миллионов рублей?
Судебная практика, 30 Сентября 2021, 08:29 30 Сентября 2021, 08:29
Суд не вправе отказать в замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания по основаниям, ...
Судебная практика, 16 Августа 2023, 23:24 16 Августа 2023, 23:24
Продвигаемые публикации