
Я занимаюсь адвокатской деятельностью с весны 2016 года.
За это время было всякое: успешные и не очень дела, разного характера клиенты. Были очень порядочные клиенты, которые слышали, что я им советовала, и в диалоге мы выходили на очень хороший результат — и с которыми работать — удовольствие, и по итогу сохранились дружеские отношения.
Были и такие, которым по их делу все сделал, что от тебя зависело — потом не очень хорошо поступали.
Да, исход дела зависит не только от адвоката, но и от поведения клиента — насколько он правду адвокату говорит, насколько адекватно поведение в суде, насколько он прислушивается к советам и тд., от содержания дела, от условий и тд, а главное — от судьи.
А отношения адвоката и клиента зависят не всегда от исхода дела, а от того, как работаешь, как вкладываешься, от психологии и внутренних качеств клиента, от личностных совместимостей и тд.
Хотя, конечно, всегда пытаемся на лучший вариант для клиента выходить и идти до конца в своих целях и тд, но в этом деле не только профессионализм играет роль, но и качества, привычки и прочее, всякие мягкие навыки — софт скилз и тд.
Когда выходит очень позитивный результат, а когда нет.
Конечно, опыт наработался объемный. И теперь я 10 раз подумаю — взять клиента и дело или нет, тогда как в первые три года я брала всех подряд.
Сейчас смотрю на то, как он общается, что хочет, насколько целесообразны его просьбы. Раньше брала и таких клиентов, кому исход не важен был, а кому важен был пиар (чтоб такой процесс в новостях показали и тд) или просто участие, поддержка — такое тоже иногда бывает.
Но сейчас больше на результат работаю, и такая тема в последние 2 года помогает.
Хотя опыт с делами «для шума» и «для поддержки» тоже хороший. Такие дела тоже иногда полезно брать, но работать по ним сложнее психологически.
По мере наработки опыта отсев дел и клиентов идет тщательнее.
Мне далеко не важно, богатый или бедный клиент. Главное — это отношение, психологическая совместимость и порядочность.
Можно взять бедного клиента, взять с него копейки, а он потом приведет своего знакомого тебе для ведения дела, и с его знакомого уже можно взять гораздо больше, тк он более состоятельный материально.
А можно взять богатого, и он будет относиться к тебе как к обслуге.
Такое нельзя допускать, но психология людей разная, часто зависит от материального достатка и от места в иерархии.
Бывает и наоборот — что человек, который мало заплатил в силу недостатка, считает, что ему все теперь будут делать, и он может на шею сесть. А состоятельный клиент будет скромным и порядочным.
Абсолютно разные ситуации, и поэтому в самом начале работы с доверителем стоит понять, насколько вы совместимы психологически.
Это обычно выясняется в ходе консультации и изучения документов, но иногда и в суде или клиент покоряет тебя своей ответственностью, или удивляет тому, что на консультации он говорил одну информацию, а в суде выясняются прямо противоположные сведения.
На консультации адвокат смотрит как доверитель выполняет обязательства по оплате и по посещению консультации (не пропадает ли, приходит ли, не опаздывает ли по неуважительным причинам).
Конечно, сумма заранее обсуждается и лучше консультировать по предоплате и заранее устанавливать день консультации. Не в день обращения, а через день-два, потому что задвигать свои дела, когда кому-то нужна консультация — такое себе. Клиент должен понимать, что адвокат — человек деловой, и что всем сразу уделить внимание не может, поэтому существует система договоренностей о консультации заранее.
То есть навыки психологии очень важны для адвоката, и они не на курсах нарабатываются, потому что как я видела, там больше всяких клише по типологии личности. А жизнь сложнее, и личности сложнее, чем говорят на курсах.
Поэтому в типах клиентов разбираться адвокат начинает тогда, когда наработал практический опыт в течение нескольких лет.
Поздравляю всех вас с Днем юриста!
Порядочных клиентов, достойных гонораров и постоянного развития в профессии всем и каждому!)